О насИнтервью с Юрием Карандаевым

Интервью с Юрием Карандаевым

В июньском номере Дубайского журнала «Art Plus» Вы сможете найти интервью с Юрием Карандаевым. Юрий — это главный мастер и владелец нашей мастерской, он же ее основатель. В статье вы найдете много интересной и увлекательной информации!

Этого человека зовут Юрий Карандаев. Мастерская по обработке поделочного камня в Екатеринбурге носит его имя. В её стенах создаются поразительные по своей красоте вещи, которые можно смело представить себе и в дворцовых интерьерах, и в церковных залах, и в современных резиденциях и офисах. Грифоны на его столиках и буфетах вот-вот взлетят, шахматы – превратятся в место действия сказки про Алису в Стране чудес, а теплый и почти бархатный малахитовый узор – увлечет вглубь Медной горы, к её Хозяйке… Откуда такая страсть к поделочному камню, к творчеству и к наследию уральских мастеров, мы решили узнать у самого Юрия Карандаева.

Кто, когда и почему организовал камнерезную мастерскую?

Мастерскую организовал я. Это было в далеком уже 1991 году. Получилось всё случайно. В 1988 году я окончил МВТУ им. Н. Э. Баумана. И тут начались новые веяния и последующая за ними перестройка. Так, только что успешный и перспективный инженер-конструктор стал в одночасье никому не нужен. Но я решил, что если руки есть, то и деньги будут. Вот тут-то я и заинтересовался богатствами Урала, его сказами и легендами. Сначала были лес, болотные копи, какие-то находки и мини-удачи… Это стало хобби, но рядом была и молодая семья. Я работал в маленькой мастерской на кухне в семейном общежитии. В какой-то момент моим творчеством заинтересовались некие «деловые люди», поддержали на первых порах, а потом взяли и сгинули. Первой моей мастерской стал подвал с грудой железных станков-монстров. Два раза в год (весеннее таяние снега и летние ливни) в нем случался потоп, и вода в мастерской стояла по пояс. После этих природных катаклизмов приходилось полностью сушить и реанимировать оборудование и снова приниматься за дело.

Сколько мастеров-камнерезов и ювелиров сегодня работает в компании Karandaev?

Точной цифры нет. Я регулирую количество рабочих в зависимости от состояния заказов на 

сегодня. Есть костяк – четыре человека, и все они супер-мастера. При необходимости, привлекаю людей со стороны. Честно сказать, хорошие мастера на Урале есть, хоть их и немного.

Скажите, пожалуйста, насколько сложно их искать, и насколько высоки ваши требования к каждому мастеру?

У меня есть много своих учеников. И, конечно же, настоящий мастер «на дороге не валяется». Процесс обучения обычно занимает два-три года. Впоследствии даже те, с кем приходится расставаться по разным причинам (пьянство, необязательность, воровство), говорят: «Спасибо за науку».

Все изделия в вашей мастерской выполняются ограниченными партиями, по сколько штук обычно?

Поскольку мое увлечение давно переросло в бизнес, я тщательно продумываю и просчитываю каждый заказ. Какие-то изделия создаются в единичном экземпляре, какие-то идут в тираж. Рынок диктует. И заказчики всегда ждут чего-то нового. Вот почему постоянно необходимы пусть небольшие, но изменения. Клиенту нравится, когда по его желанию происходит рождение чего-то нового и прекрасного. Всего на сегодня в нашем каталоге насчитывается более 150 типов изделий. Общее количество, честно, не считал. Много. Мне лично всегда интересно решать инженерные задачи. Чем сложнее изделие, тем интереснее над ним работать. Когда-то я гордился, что моими канделябрами можно драться – очень крепкие они выходили при всей своей красоте и видимой хрупкости. Теперь у меня другая причуда – нет нерешаемых задач. Поэтому везде появляются новые конструкторские решения, причем, неважно, что это за изделие – шахматный король или огромный 14-метровый иконостас.

Могут ли коллекционеры, имеющие у себя антикварные бронзовые и малахитовые вещи, заказать у вас что-то для комплекта (например, еще один подсвечник?)

Да, нам за эти годы не раз приходилось изготавливать недостающие изделия в конкретный интерьер или частную коллекцию. Повторять, копировать и дополнять старые произведения – это всегда очень интересно. В таких проектах обязательно участие квалифицированных художников, архитекторов и дизайнеров. Я же – ремесленник, мастер и технолог. Вот мне и приходится мучиться над ими выдуманными образами, воплощая мечты в камне и металле.

Кто ваши основные заказчики?

Нет никаких основных. Заказчики все те, кому интересны природный камень и художественная бронза. От самых простых людей до всем известных.

Юрий, сколько времени уходит на выполнение самого простого и самого сложного заказа – от эскиза до воплощения?

На самый простой – скалку (маленькую скалу), где-то 30 минут. На создание иконостаса в новом Богоявленском Соборе города Кургана понадобилось полтора года, но и этого, по моим ощущениям было недостаточно, ещё бы месяцев восемь.

С каким малахитом вы работаете, только ли с уральским (известно, что его не очень много добывают)? И если нет, то откуда к вам приходят материалы?

На Урале малахита нет. Вот уже более 40 лет. Конечно, кое-где попадается еще, но это так, мелочь. Дорогая и неделовая. Главный поставщик малахита сегодня – это Конго (бывший Заир). Оттуда и привозят его на Урал африканские наши друзья. Но вот искусство обработки камня, традиции русской мозаики мы бережём и лелеем. И никому нас не переплюнуть. Теперь, как я вижу, еще и никогда.

Продаете ли вы свои изделия зарубежным заказчикам? Если да, то в какие страны и как осуществляется доставка?

Доставка? Нет, пока еще не пришла пора этим заниматься. Иностранцы покупают, конечно, но сами и везут к себе. Мы до сих пор не решали эти вопросы. Это же логистика, чей-то конёк (или бизнес). Да, сегодня во многих странах можно увидеть наши изделия, поэтому нам есть чем гордиться. Мы осуществляем доставку из Екатеринбурга до Москвы. Если будет необходимо отправлять что-то за рубеж, будем решать и этот вопрос.

Что лично вас как мастера-камнереза привлекает в малахите?

А чем привлекает море? А небо? А снежная пустыня? А песчаная? Это природа. Это тайна и открытия. Это – то, что никто не может и не умеет, кроме меня. Это очень красиво. И это покоряется мне!

Мечтаете ли вы, подобно Даниле-мастеру из бажовского сказа, создать свой собственный «каменный цветок», то есть то идеальное произведение искусства из малахита, которое никто еще до вас не создавал?

Я во многом первый. У меня даже есть личное клеймо мастера. Но оно пока нигде не поставлено. Нет еще произведения, которым я бы полностью был удовлетворён.